Пресса

Видео интервью для СМИ

Смотрите здесь: ВИДЕО

Опыт и молодость "Песняров" № 11 (1094) 17 - 23 марта 2014















ТАК НАЧИНАЛАСЬ ЛЕГЕНДА...

Леонид Борткевич и Анатолий Кашепаров выступят 10 апреля в концертном зале "Минск" с программой "Золотые голоса золотого состава ансамбля "Песняры", а портал Tuzin.fm объявил о начале проекта "Re:Песьняры". Ответить на вопрос, сколько сейчас существует "Песняров", затрудняются даже сами участники предстоящего выступления. В статье об ансамбле от вездесущей "Википедии" в разделе с красноречивым названием "Раскол и наследники" приводится как минимум 5 коллективов, в той или иной мере претендующих на причастность к одному из самых известных музыкальных коллективов Беларуси.

"Мы увидели, что наш родной бренд, который мы кровью и потом зарабатывали, немножко опустился, - рассказал журналистам в пресс-центре "АиФ" заслуженный артист Беларуси Леонид Борткевич. - И мы решили собраться опять вместе, работать, снова поднять дело великого мастера Владимира Мулявина. Вспомнить и 45-летие коллектива, которое приходится на 1 сентября этого года. У нас, "Песняров", очень много планов, мы хотим работать для республики. До этого в основном мы гастролировали в России, а также Казахстане, Украине, Израиле, Германии, США, других странах. У нас ведь душа болит, и мы хотим вернуться. Тем более что Владимир Мулявин оставил после себя такое наследие, что нам можно лет 50 еще работать даже на старом. Еще есть очень много того, что не вошло в основное наследие".

Целенаправленных планов сотрудничества с другими коллективами, считающими себя преемниками легендарных "Песняров", у Л. Борткевича и А. Кашепарова нет. Но, по их признанию, они будут рады принять участников старого состава "Песняров", а двери в их коллектив открыты для всех музыкантов.

Вместе с "золотыми голосами" на сцену также выйдут работавший с Владимиром Мулявиным Вадим Косенко, барабанщик Михаил Пендо, гитарист Виктор Наумик, клавишник и аранжировщик Геннадий Блинов, который был в свое время музыкальным руководителем у Валерия Леонтьева.

По признанию музыкантов, апрельский концерт - своего рода проба сил перед планируемым на сентябрь масштабным мероприятием к 45-летию "Песняров". В числе возможных площадок для проведения концерта рассматривается даже "Минск-Арена". По мнению Л. Борткевича, подобный масштаб соответствовал бы значимости юбилея и вклада Владимира Мулявина и "Песняров" в музыкальную культуру Беларуси.

По словам директора музыкантов Игоря Кузнецова, с инициативой масштабного празднования 45-летия ансамбля они уже обратились в Министерство культуры Беларуси и в Администрацию президента. В числе предложений - проведение фестиваля и организация культурного центра "Песняров" в Минске. Последний предлагается разместить на площади Победы и предоставить там любому желающему возможность окунуться в "песняровскую" атмосферу: послушать музыку, посмотреть собранные материалы, купить диски или сувениры.

"Если получится, хотелось бы к 45-летию провести фестиваль, - рассказал И. Кузнецов. - Такая идея обсуждается на уровне Администрации президента, Министерства культуры. Это будет уже вторая попытка. Если вы помните, 5 лет назад к 40-летию "Песняров" был реализован проект во Дворце республики с одним из телеканалов. Мы сделали "золотую коллекцию" из четырех вечеров. Кого мог, я тогда собрал, в том числе и "Белорусских песняров", и Бадьярова, и Ткаченко, и других музыкантов. Отработали тогда неплохо, но нужно переходить на другой уровень, писать другой сценарий. Если будет согласие властей, значит, мы будем делать именно широкий фестиваль, а не один концерт".

По словам директора коллектива, возродить славу и популярность "Песняров" 70-х годов, конечно же, невозможно, и такую цель никто не ставит. "Мы хотим возродить "Песняры" не как вокально-инструментальный ансамбль, а именно как белорусский бренд. Ведь чем, по сути, сегодня известна наша страна в мире? БелАЗами, Беловежской пущей, спортсменам еще спасибо... Музыки нет, а ведь у нас есть огромное мулявинское наследие. Много известных песен, но не меньше и неизвестных - очень качественный материал, который мы тоже будем петь".

Как сообщил Л. Борткевич, за последние 10 лет удалось собрать антологию творчества "Песняров". "Туда входят 276 песен, 2 рок-оперы, - отметил музыкант. - Материал у нас лежит, причем все это даже с графикой, с высказываниями известных композиторов. Это прекрасный материал, но для того чтобы его выпустить, нужны разрешение и поддержка Министерства культуры Беларуси. Мы хотим это наследие выпустить в свет. И не надо нам никаких доходов. Всю выручку мы намерены отдать семье Владимира Мулявина".

Параллельно с озвучиванием планов бывших "песняров" по популяризации музыкального наследия известного ВИА портал Tuzin.fm объявил о начале проекта "Re:Песьняры", реализуемого совместно с фондом "Вяртаньне" и кампанией "Будзьма беларусамi!". В его рамках 12 белорусских исполнителей разных жанров запишут свои версии избранных песен ансамбля "Песняры". Проект также приурочен к 45-летию легендарного коллектива.

"Этот юбилей - хороший повод показать, насколько "Песняры" повлияли на белорусскую современную музыку. "Re:Песьняры" - отчет музыкантов нового поколения, их своеобразный ответ и отклик на то, что сделали Мулявин и компания",- говорит руководитель проекта Сергей Будкин. Среди "отчитывающихся" - группы "Палац", Akute, Tonqixod, Re1ikt, Dzieciuki, Дмитрий Войтюшкевич, Сергей Пукст и другие. Релиз проекта на CD и цифровых носителях логично назначен на осень текущего года. На сентябрь также запланирована и его концертная презентация.

Примечательно, что трибьют уже получил статус официального, будучи поддержанным Белорусским государственным ансамблем "Песняры". "Очень радует, что молодые музыканты помнят творчество "Песняров", - благословил участников на музыкальные свершения художественный руководитель БГА "Песняры" Вячеслав Шарапов. - Важно и существенно то, что не теряется связь между поколениями и те классические произведения продолжают вдохновлять новое поколение. Нам будет неимоверно интересно послушать то, что получится у участников этого проекта, и мы порадуемся интересным музыкальным решениям классического репертуара".

Так что всем поклонникам музыкального наследия "Песняров" обещана поистине горячая музыкальная осень, которая к тому же, скорее всего, не ограничится озвученными проектами.

КУЛЬТУРА Опыт и молодость "Песняров" № 11 (1094) 17 - 23 марта 2014 АННА ЖДАНОВИЧ


Леонид Борткевич: О себе, "Песнярах" и не только...

Леонид Борткевич. Это имя хорошо известно меломанам и любителям музыки. Солист, а с 2003 года руководитель легендарного ансамбля «Песняры». Его уникальный голос был и остается своеобразной визитной карточкой этого великого музыкального коллектива, долгое время ведомого гениальным музыкантом Владимиром Мулявиным.
Песни в исполнении Борткевича давно уже стали хитами. «Александрина», «Алеся», «Вероника», «Купалинка», «Березовый сок», «Уголок России», «Дрозды», «Белоруссия», «Домик на окраине» - эти и другие его композиции легко можно отличить по неповторимому тембру, уникальной дикции и, самое главное, по душевному отношению певца к тому, что он исполняет.
«Я никогда никого не копировал, - говорит Борткевич. – Очень любил пение великого русского певца Сергея Лемешева, а его обращение к молодым исполнителям, однажды услышанное мною по радио, стало главным ключом моего отношения к песне на всю жизнь. Он тогда сказал: «Нужно любить песню в себе, а не себя в песне!»
В 1980 году Борткевич поступил в ГИТИС и успешно закончил его по классу «эстрадная режиссура» на курсе легендарного эстрадного режиссера, профессора Иоакима Шароева. Звание заслуженного артиста БССР было вручено Леониду Борткевичу еще в 1979 году первым секретарем ЦК КПБ Петром Машеровым.
Настоящие «Песняры»: Не много музыкальных коллективов из бывшего СССР имеют такую богатую и славную биографию.
«Русское вторжение на западный фронт». Именно так в середине семидесятых годов двадцатого века назвала выступления ансамбля «Песняры» в США американская пресса. И действительно, в 70-е «Песняры», пожалуй, были единственным рок-коллективом из СССР, который признали на Западе. За их профессионализм, мелодизм и особую эстетику. Уже после смерти Владимира Мулявина в одной из российских газет было написано: «Теперь, когда Советского Союза уже нет и можно еценивать не героизм рок-н-ролльного подполья, а просто музыку, - теперь уже всем ясно, что в композициях Мулявина было больше музыки, чем во многих немудреных творениях подпольных рок-н-ролльщиков, которые плохо играли на гитарах и писали наивно-патетические тексты к своим неумелым песням… Он очень хорошо слышал плавную, мягкую мелодику русской и белорусской речи. Очень тонко чувствовал здешний ритм и звук, не совпадавший с ритмом и звуком всемирного музыкального потока. В электрический звук группы он вплетал лиру, найденную им в одном из музеев. Он пытался привить к западному рок-н-роллу славянский побег».
Смерть Владимира Мулявина вообще стала тяжелейшим испытанием для «Песняров». Вокруг них началась грязная пустая суета. Об этом в свое время много и подробно сообщали разнообразные СМИ. Чиновники белорусского министерства культуры, побаивавшиеся при жизни авторитета Мулявина, после его смерти наконец-то развернулись вовсю. В 2003 году решено было создать новый государственный музыкальный ансамбль «Песняры». Приказом министра был назначен и новый руководитель ансамбля, не имеющий никакого авторитета у коллектива. Леонид Борткевич и остальные музыканты группы, естественно, возмутились и написали заявление об уходе. Борткевич и несколько его коллег попросили помощи в Москве, где наконец-то нашли понимание, поддержку и должное уважение. Более того, Леониду Борткевичу, уже как новому художественному руководителю группы, удалось юридически решить некоторые спорные вопросы, касающиеся творческого наследия «Песняров». Именно в России началась вторая жизнь тех самых настоящих, мулявинских «Песняров».
Сам Леонид с большой неохотой вспоминает о самых тяжелых моментах в жизни прославленного коллектива: «Что было, то было. Пусть это останется на совести людей, заваривших весь этот сыр-бор. Но сегодня именно мы имеем все необходимые патенты на работу в России, СНГ и зарубежных странах. В последние годы мы с Мулявиным много рассуждали о будущем «Песняров», мечтали о продолжении темы фолк и прогрессив-рока в нашем творчестве, возрождении той мулявинской фирменной линии голосоведения. Нынешний состав «Песняров» позволяет решать эти и многие другие творческие задачи. К старым участникам группы добавились молодые талантливые ребята из России и Беларуси. После смерти Володи мы дали себе обет и целый год не пели его песен, но теперь они снова в нашей программе. Нынешнее звучание «Песняров» одновременно очень традиционно, узнаваемо по тембру, подаче, мелодизму, но и заметно дыхание молодых сильных голосов».
Русский Мулявин в Беларуси
В своей книге «Песняры» и Ольга», вышедшей в 2003 году, Борткевич посвятил целую главу своему другу и учителю Владимиру Мулявину. Там немало искренних проникновенных слов об этом удивительном человеке, оказавшем огромное влияние на музыку двадцатого века и, к сожалению, так до сих пор до конца и не оцененном современниками.
«Гениальность Мулявина не в том, что он придумал объединить фольклор с элементами рок-музыки. Кто только до и после «Песняров» не пытался соединить фольклор самых разных народов с роком. Кое-что получалось, но не более того. По-моему, талант гения – не столько в том, что делается, а в том,как делается.
Кто раньше слушал белорусскую народную музыку, все эти хоры, ансамбли песни и танца, даже в самой Беларуси? И особенно среди молодежи? Даже великий белорусский фольклорист Григорий Ширма, который в начале творческого пути «Песняров» был против вмешательства рока в белорусский фольклор, в конце жизни признался Владимиру Мулявину: а ведь белорусская народная песня, благодаря Вам, сейчас звучит во всем мире.
Только истинный талант Владимира Мулявина мог увидеть в этом материале вероятность подобного перевоплощения. А ведь в русской эстрадной музыке, во многом схожей с беларусской, нет и не было ничего, что можно было бы поставить рядом с «Песнярами». Русский фольклор ничуть не хуже беларусского, но у Беларуси был русский Мулявин, а в России беларуса Мулявина не случилось. Мулявин был один на все славянские народы».
Возвращение из Америки
После чернобыльской трагедии, волнуясь за здоровье маленького сына Ричарда, Леонид Борткевич вместе с женой, неоднократной олимпийской чемпионкой, чемпионка мира и Европы по спортивной гимнастике Ольгой Корбут уехал в Америку, где прожил почти 10 лет. В 1999 году к нему в гости в Атланту вместе со всей своей семьей приехал Владимир Мулявин. Погостил месяц… И предложил вернуться на родину, попросив помочь в спорной уже тогда обстановке в коллективе.
«Для меня это было непростое решение – я опасался возвращаться. В Америке у меня был налаженный бизнес, хороший дом. Что ждало меня в России и Беларуси? Но Мулявин все продумал и угадал. Я вернулся в конце 1999 года и сразу попал на концерт «Золотой шлягер». Был уверен, что меня забыли, но каково же было мое удивление, когда публика встала, едва я запел «Березовый сок».
Наверное, слово «родина» очень избитое, но оно связано с вполне определенными ощущениями, чувствами, мыслями, в Америке совсем другие законы, другие праздники, другие обычаи. Мне в своей стране очень хорошо друзья, рыбалка, ягоды, грибы – все наше. Не случись той злосчастной автокатастрофы, сколько бы еще могли сделать вместе с Володей. Но произошло то, что произошло, и теперь я должен продолжить дело, начатое великим «песняром».
Эталон музыкального вкуса
В последнее время Леониду Борткевичу только и остается, что сетовать на нехватку времени. «География наших концертов, как и в прошлые годы, поистине не знает границ. Наших выступлений ждут по всему миру: США, Израиль, Германия, Канада, Голландия, Австралия и даже Новая Зеландия. Везде, где живет русскоговорящая диаспора, мы встречаем самый радушный прием. Люди умеют отделять зерна от плевел: песнями-однодневками сыт не будешь, человек ищет встречи с настоящим искусством. «Песняры»-же всегда были эталоном музыкального вкуса и профессионализма.
Но не только гастрольной деятельностью живут нынешние «Песняры». Московские власти поддерживают идею создания института эстрадного искусства имени Владимира Мулявина, где бы обучались талантливые дети на основе лучших образцов фольклорного искусства, иных музыкальных направлений. Многие музыканты старшего поколения могли бы преподавать в этом заведении, польза от такой учебы была бы огромная.
Я пишу вторую книгу о «Песнярах», где постараюсь более подробно рассказать о последних, самых сложных годах в жизни нашего коллектива после распада СССР, а также восстановить неизвестные страницы из нашего золотого периода.
Конечно же, мешают чиновничьи интриги. Но пусть наши беларусские поклонники не думают, что мы ушли навсегда. Мы существуем и развиваемся, у нас много самых разнообразных проектов. В итоге все вернется на круги своя, а в негласном творческом соперничестве смогут победить только действительно талантливые и работоспособные.
Впрочем, у нас много поклонников и среди беларусских властей. Если нас поддержат, мы с удовольствием будем выступать и на беларусской сцене. Ведь беларусский президент всегда любил и помогал ансамблю. Я, кстати, хотел бы поблагодарить его за достойное увековечивание памяти Владимира Мулявина в Минске.
Одна из самых больших проблем – повсеместное нарушение авторских прав на территории стран бывшего СССР. Записи «Песняров» выходят пиратскими тиражами, естественно, авторы не получают ни копейки. Тем не менее за это время мы выпустили два наших новых диска со старыми и новыми песнями. Сейчас ищем в Москве надежного партнера, рекорд-компанию, на которой могли бы перезаписать многие наши хиты, уже ставшие классическими».
Бесхитростная музыка
Название «Песняры» в свое время предложил один из музыкантов ансамбля Леонид Тышко. Так классик беларусской культуры Янка Купала называл истинно творческих людей. «К сожалению, сейчас на нашей эстраде творцов осталось мало, - считает Борткевич. – К сожалению, если в искусстве на первый план выходят деньги, то из него выхолащивается самое главное, настоящее. Сейчас повсеместно идет насаждение бесхитростной музыки, весьма далекой от тех идеалов, которые проповедовал Владимир Мулявин и его «Песняры». Я, к примеру, не завидую нынешним молодым кумирам из «Фабрики звезд». Продюсеры, которые откровенно делают на них деньги, выкинут через год-два этих ребят и девчонок на улицу. А дальше – проклятая судьба, искалеченная жизнь. Большим артистом стать сразу на «фабрике» не возможно.
Я думаю, ниша, в которой сейчас работают «Песняры», свободна, и современный слушатель снова готов слушать нашу музыку. Вот живой пример. Мой сын лет пять назад принес мне диск:
- Пап, мне страшно понравилась одна песня!
Ставлю этот диск – оказывается ему понравилась песня Соловьева-Седого «Подмосковные вечера». Тогда я сел за рояль и часа три пел ему наш старый песняровский репертуар. Он был поражен:
- Папа, а почему сейчас всего этого нет?
Да потому, что думают – молодежи это не нравится. А у молодежи в генах заложена любовь к мелодии, к славянской напевности. Гены – они ведь работают независимо от возраста».
Говорят: Бог посылает гениальным, талантливым людям самые большие испытания – в последние годы в судьбе «Песняров» их было немало. Я все-таки думаю, что самые тяжелые времена у нас позади. Жизнь надо воспринимать такой, какой она есть. Значит, так было надо. А теперь нужно идти вперед, каждым своим выступлением доказывая, что ты настоящий «песняр», как это всегда делал Владимир Мулявин».
По материалам: http://www.mp3shop.ru/%E1%E8%EE%E3%F0%E0%F4%E8%FF-%EB%E5%EE%ED%E8%E4-%E1%EE%F0%F2%EA%E5%E2%E8%F7/bio/1196.html

https://sites.google.com/site/rokoperakurgan/

Леонид Борткевич: «И тут входит Джордж Харрисон!»

По профессии он архитектор — именно по его проекту построен один из самых больших кинотеатров Минска «Октябрь». Но известность ему принесла совсем не архитектура. Леонид Борткевич стал «голосом» мегапопулярной в советское время группы «Песняры», и именно в его исполнении мы услышали такие хиты, как «Александрина», «Белоруссия», «Олеся», «Березовый сок», «Беловежская пуща» и многие другие.
— Леонид, вы помните тот момент, когда запели?
— Я окончил музыкальную школу по классу трубы, играл на гитаре, с детства пел в хоре, а микрофон я первый раз взял уже в техникуме. Там была такая интересная история. Я проучился год, а рядом со мной сидел мой друг Анатолий — очень хороший музыкант, гитарист. И он играл в эстрадно-симфоническом оркестре, который у нас был при техникуме. Как-то раз ждал я его после репетиции, мы должны были к девчонкам на свидание идти, и мальчик-солист никак не мог вступить — это была песня Бюль-Бюль Оглы «Ты мне вчера сказала», там довольно сложное такое начало... И вот они бились-бились — то он раньше вступал, то позже, — и руководитель объявил перерыв. Толя меня успокаивает: «Подожди, сейчас этот козел вступит… И мы с тобой уйдем» А я думаю: «Ну как это можно — не вступить?» И он говорит: «Попробуй! Знаешь, как это сложно?» И я попробовал — дали мне микрофон в руки, я вступил и пропел полпесни. Смотрю, появляется в дверях — это все происходило в актовом зале — руководитель. И он: «Ну-ка, давайте еще раз!» На следующий день я уже стал солистом этого оркестра и пел эту песню на концерте.
— А как вы оказались в «Песнярах»?
— Началось все с того, что из этого самого эстрадно-симфонического оркестра, в котором я стал солистом, ушел руководитель. Тогда руководителем стал мой друг Толик, и мы сделали свою группу, которая называлась «Золотые яблоки солнца», по рассказу Рея Бредбери — мы очень все любили фантастику. Гитарный такой состав, битловский... И вот, играли мы какой-то капустник где-то на «Беларусьфильме», и меня услышал Владимир Мулявин. На следующий день он позвонил в мой отдел, а я работал тогда в «Минскпроекте» на практике, и я не поверил, что это звонит он. Я подумал, что это Толик шутит — он ниже меня этажом работал. И я не так чтобы грубо, но его отшил. Потом побежал к Толику, а тот сидит — там какие-то проблемы конструкторские, — и я понял, что звонил действительно Мулявин.
Потом еще раз позвонили и сказали, что Владимир Георгиевич хочет послушать меня, и чтобы я пришел к нему домой во столько-то, дали мне адрес. Прихожу я утром к Мулявину, а он жил тогда в коммуналке и спал. Его разбудили, и он говорит: «Бери гитару — пой!» Я отвечаю: «Я на гитаре не умею играть…» Хотя я умел, но Мулявин тогда считался вообще лучшим гитаристом. И я говорю: «А давайте пойдем в консерваторию!». Как раз там, где он жил, напротив была консерватория, и я знал, что в учебных классах хорошо звучит голос. Он согласился: «Ладно, пошли!» Я сел за фортепиано и спел русскую народную песню «Ах, ты степь широкая». И Мулявин говорит: «Ну, все, я кучу вокалистов проверил, я думаю, ты мне подходишь, давай завтра приезжай в филармонию к 9-ти утра!» Я отвечаю: «Как? Я же работаю, мне на работу завтра». Он: «Ну, хорошо, мы тебя найдем!»
И на следующий день открывается дверь в мой отдел, и там появляется мулявинская голова. Он поговорил с начальником отдела, тот меня вызвал: «Ну, что, Ленечка, вы свою работу сделали, план выполнили, так что поезжайте!» И мы уехали, больше я своего отдела не видел в глаза! Мулявин меня забрал и тут же дал мне петь «Александрину». Как он мне рассказывал, ночью, под впечатлением от встречи со мной, он написал эту песню. И через два дня я пел «Александрину» в Колонном зале Дома союзов на творческом вечере Петруся Бровки, который написал к этой песне текст. Мне присниться такое не могло! Мне очень тогда нравилось петь, я знал, что у меня хороший голос. И до сих пор меня тянет на сцену, я без сцены жить не могу.
— А что вы слушали в детстве, на чем росли?
— Вообще я обожал Лемешева, особенно в фильме «Музыкальная история», и у меня голос был похож. Фильм «Дом, в котором я живу» просто перевернул мою жизнь, там за кадром звучит песня «Тишина за Рогожской заставою»... Мама моя очень любила кино и водила меня в кинотеатр каждое воскресенье. Кстати, теперь на этом месте построили новый кинотеатр «Октябрь» по моему проекту.
— Мемориальной доски нет?
— Пока нет!
— Что представляла собой школа Мулявина и каким он был человеком?
— Это был мой брат и учитель. Человек величайшего вкуса и музыкальный гений. Он никогда не обращал внимания на что-то материальное. Кепочку ленинскую наденет — и все. Мы даже старались давать ему какие-то советы, одевали как-то помоднее... Это человек, который в моей жизни сыграл основную роль, первый раз — когда меня пригласил в ансамбль, второй — когда вытащил меня из Америки. Он был простой, такой же, как и Володя Высоцкий; а потом, позже, я понял, что это человек посвященный. Вот стихи — сразу в голову не идут, а потом осознаешь, что они гениальные... Мулявин был очень добрым, но взрывным. Как-то мы поехали в фольклорную поездку в деревню — песни собирать. Есть даже фильм такой... И вот, там показано как он со мной работает. Я все время думал: «Я уже вроде бы все спел. Верха такие сложные. Все вроде бы нормально, а он еще чего-то хочет». А потом, когда я уже послушал, то понял, что, если бы он не настоял, я бы так не спел.
— Владимир Георгиевич рано ушел от нас, он мог бы еще много сделать…
— Мы считаем, что это случайность. Хотя — он предвидел что-то, приехал за мной в Америку... Вообще он очень любил ездить на автомобиле, у него было много мелких аварий. И все считали, что он никогда не разобьется. Даже его дети шутили: «Муля в рубашке родился!» А эта авария — это просто, конечно же, случайность. Он со всей скорости налетел на бордюр, машина перевернулась, потом он пролежал около часа, пока его нашли. Потом вечером сделали операцию, долго лечили, но чрез 8 месяцев его не стало.
— У него как-то не все благополучно складывалось в последнее время?
— Он был очень плодотворным, им было написано такое количество песен, что можно было жить на этом багаже еще 100 лет. Но в конце было ощущение, что ему все это надоело, что он устал. Он очень разочаровался, когда от него ушли «Белорусские “Песняры”», он оказался без музыкантов, без друзей. А он был такой деятельный, не мог сидеть просто так, без дела. Его усталость не соответствовала его внутреннему рвению.
— Кто придумал знаменитые «песняровские» усы?
— Это ноу-хау Мулявина. Все считали, что он такой белорус, а он на самом деле родом из Свердловска... Как-то у нас должен был состояться концерт в Лужниках. Был сильный дождь, мы опоздали, потому что наша машина застряла, и публика ждала нас час или два. Концерт прошел на стон, но Мулявина тогда ударило током. В микрофоне из-за дождя произошло какое-то замыкание, и вот после этого он отрастил усы, чтобы быть подальше от микрофона, чтобы была какая-то защита. Вот такая история.
— Одно из первых появлений «Песняров» на телеэкране связано с песней «Березовый сок» на «Песне года», а как она к вам попала?
— В 1968 году на экраны страны вышел фильм «Щит и меч», в котором главную роль играл Станислав Любшин. Вениамин Баснер и Михаил Матусовский написали для картины две песни: «С чего начинается родина» и «Березовый сок». Первую спел Марк Бернес и должен был петь и вторую, но в итоге в фильм вошла только первая песня. А потом на Беларусьфильме снималась картина «Мировой парень», для которой музыку писал тоже Баснер. И он захотел, чтобы «Песняры» исполнили для фильма песню «Березовый сок». И двадцать минут буквально Мулявину понадобилось, чтобы сделать аранжировку и со второго дубля, прямо с бумажки, — тут же, на киностудии, мы записали эту песню. Прошел год, и мы на концерте вдруг получаем записки: «Спойте, пожалуйста, «Березовый сок»!» Мулявин говорит: «Это, наверное, не мы, какая-то другая группа». А потом вдруг мы вспомнили, что была такая песня, которую мы записали на Беларусьфильме. Нам пришлось пойти в кинотеатр, записать на магнитофон свою песню, чтобы потом ее исполнять.
— Расскажите про знаменитую песню «Косив Ясь конюшину», которая даже прозвучала в мультфильме «Ну, погоди!».
— В нашей группе играл на скрипке Чеслав Поплавский. Ядзя Поплавская — это его сестра. Их отец был одним из основателей нашего народного хора, и у них дома хранилась роскошная библиотека. И вот мы у него просто взяли антологию белорусской песни, и оттуда все брали, в том числе и «Косив Ясь конюшину».
— Группа «Песняры» принимала участие в съемках художественной картины «Эта веселая планета» 1973-го года…
— Давид Тухманов написал для этого фильма песню «Наши любимые», которая сразу страшно понравилась Мулявину. И мы снялись в одном из эпизодов — такая потрясающая встреча с кино была.
— Группа «Песняры» принимала участие также в съемках художественного фильма «Ясь и Янина» 1974-го года?
— Главную роль в фильме должен был играть я. Но я тогда, видимо, был не готов актерски, и пригласили потрясающего парня Володю Тихонова, сына Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой. Вообще, картина мне не очень нравится. Сценарий какой-то поверхностный, но песни, которые написал Эдуард Ханок, были очень хорошие, особенно одна — «Ты моя надежда». Просто великолепная.
— А что это была за история с мультфильмом «По следам бременских музыкантов» — песню заезжих музыкантов должны были записывать «Песняры», а в итоге исполнил А. Горохов?
— Мы все полностью подготовили, там были очень сложные такие штучки и вокальные, и музыкальные — Володя придумал. Но получилось так, что мы уехали куда-то на гастроли и не смогли дописать. А авторы мультфильма не могли нас ждать, поэтому записали без нас.
— Долгое время вашей женой и другом была 4-х кратная Олимпийская чемпионка Ольга Корбут, как вы познакомились?
— Познакомились мы, когда в 1976-м году, летели в США. Был почти пустой самолет — летела сборная СССР по гимнастике, «Песняры» и несколько дипломатов. У меня не было настроения, ребята там играли под гитару и общались с девчонками из нашей сборной. Ольга сидела напротив, подошла ко мне и спросила: «А почему вы грустите? Давайте вместе погрустим?» И мы с ней стали разговаривать и проговорили семь часов — о жизни... И в конце она мне сказала: «Ну, что касается меня, я, конечно, или вообще никогда не выйду замуж, или, если выйду, то только не за спортсмена или артиста!» Ровно через год мне изменила жена. В этот тяжелый момент, когда мы с ребятами сидели у меня и переживали, мне позвонила Ольга. Она приехала ко мне — и все!.. Потом мы уехали на гастроли, Ольга — с нами, и не было даже времени сыграть свадьбу. И вот в начале января, на Новый год, у нас выдалось несколько свободных дней, и Мулявин говорит: «Вот у нас есть время — давайте сделаем свадьбу!» А мы тогда жили у моей мамы, и Ольга ночью позвонила своей маме и сказала, что выходит замуж.
Наутро — я не знаю, КГБ, что ли, подслушивало — приходит человек из ЦК комсомола и говорит: «Давайте подготовим сценарий вашей свадьбы, будет пятьсот корреспондентов, выберите зал…» Так что свадьба задумывалась как камерная, а в итоге на свадьбе столько было людей, что я многих даже не знал. Дело в том, что Ольгу очень любил первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Петр Миронович Машеров, он вообще очень любил людей, которые что-то сделали для республики. Он нам дал самую лучшую квартиру из старого фонда. Ольга могла позвонить ему в любое время дня и ночи. И вот — интересная история у нас была со званием Заслуженных артистов республики... Уже давно были поданы документы: Мулявин был уже Заслуженный, ему — на Народного, а нам — Тышко, Мисевичу и мне — на заслуженных; но власти тянули с решением. Перед Новым годом у нас во Дворце спорта 10 дней были концерты, и вот — репетиция в последний день, а Машерова нет.
И Муля говорит: «Да, если и сегодня Машеров не придет, то плакали наши звания». А Ольга говорит: «А вы его приглашали?» И берет трубку, набирает зама Машерова Крюкова и говорит: «Я хочу поговорить с Петром Мироновичем!.. Петр Миронович, вот «Песняры», у них последний концерт сегодня вечером, а вы не приходите!» А он: «Они меня не пригласили!» Она тогда: «Так они вас приглашают!» Мы кричим: «Приглашаем, приглашаем!» Вечером приезжаем, смотрим — кордон милиции. И мы уже поняли, что Петр Миронович приехал. Спели все по программе, потом «Александрину» — он очень любил, — и вот в конце концерта прибегает к нам министр Михневич: «Машеров просит еще раз “Александрину”!» Мы спели еще раз. Прибегает Михневич опять и говорит: «Все отлично — он расплакался!» А наутро нам всем дали новые звания. Машеров сказал так: «Все, кто стоял на сцене, получают звание заслуженного артиста».
— Расскажите про ваше триумфальное завоевание Америки в 1976 году, когда западные газеты пестрели заголовками: «Русское вторжение на Западный фронт».
— В Каннах ежегодно проводился фестиваль «Медем», куда приглашались исполнители, выпустившие в своей стране наибольшее количество пластинок. Параллельно на фестивале шла профессиональная «купля-продажа» артистов менеджерами со всего мира. Там же заключались контракты, организовывались турне. От Советского Союза на фестиваль в 1975-м году поехали «Песняры» (мы выпустили тогда 45 миллионов пластинок), Алла Пугачева и трио «Ромэн». По каким-то причинам не выпустили из страны аккомпанирующий состав Пугачевой (тогда это были «Веселые ребята»), и нам пришлось ей аккомпанировать. И получилось так, что все менеджеры аплодировали нам стоя. А потом был такой большой банкет, и менеджеры предлагали гастроли в Японии, Франции, Англии, и они были прямо готовы подписывать контракт. А с нами был человек из Госконцерта, и у него — целая кипа визиток на случай успеха, и он их всем раздавал, потому что не был уполномочен подписывать контракты.
И вот один из этих менеджеров, Сэд Гаррис (он занимался «Нью-Кристи Министрелз» и Бари Уайтом), потом полгода ездил в Госконцерт и добивался того, чтобы «Песняры» поехали в Америку. Он нам потом признавался, что заплатил за это кругленькую сумму. В итоге мы оказались в штатах. Гаррис сделал нам очень хороший промоушн, концерты проходили на стон. И он предложил нам потом мировое турне. Когда мы приехали в аэропорт, Сэд Гаррис нас провожал и подарил по такой куче пластинок Бари Уайта и «Нью-Кристи Министрелз» каждому, потом нашу — мы же записали там пластинку на «Коламбии». Потом вот так стукнулся лбом об пол, и сказал: «Я на вас заработал миллион!» Наше государство получило за нас 300 тысяч долларов, а нам достались только суточные за две недели — по 7 долларов в день. На следующий год, в 1977 году, мы снова поехали в Америку, но это уже был сборный концерт в театре «Мажестик» на Бродвее, в котором также принимали участие Нани Брегвадзе, «Орера», ансамбль п/у Моисеева. И «Песняры» в итоге пели всего 3—4 песни. Мы выступали месяц на Бродвее и, как ни упрашивал Гаррис оставить нас на большую поездку — это должно было быть турне на 3 месяца, в Лас-Вегасе хотели фильм снять о нас, — но государство отказало, потому что в то время был очередной разгар «холодной войны». Это был как раз юбилей революции, и наши решили застраховаться.
— Каким образом вы оказались в Америке?
— Мы поехали в Америку, потому что Ольгу пригласили поработать тренером. Думали — на год или два, а оказалось — на 10 лет. Вообще Ольгу прочили на старшего тренера сборной Белоруссии, но она не была членом партии, к тому же оказалось, что она потеряла свой комсомольский билет, а это значит — штраф на год. Тут как раз ей подвернулся этот контракт, и мы уехали. Мы не были эмигрантами, хотя нам дали Грин-кард. Это как «селебрити» — известные люди, которые сделали что-то в своей стране и могут что-то сделать для Америки. Потом Ольгу попросили там стать президентом Фонда детей Чернобыля. И Мария Шрайвер, жена Арнольда Шварцнегера, которая делала свои шоу на NBC, приехала снимать Ольгу. Они жили у нас три дня, ходили снимать нашего сына Ричарда в школе — он моментально, за полгода, выучил английский язык и получал уже президентские грамоты почти по всем предметам. Потом меня заставили петь, дали гитару, сняли — интересно было. Потом мы еще с Тэдом Тернером познакомились, с Дональдом Трампом, бывали на приемах у Элтона Джона…
— А с кем-то из «Beatles» вы случайно не познакомились?
— Один из самых лучших и преданных друзей Ольги в Америке — мультимиллионер, вице-президент кинокомпании «ХХ век Фокс» Рэй Стивенс. И раз или два в год мы ездили к нему на Гавайи, где у него роскошный дом в перуанском стиле. Как-то раз мы оказались у него прямо накануне моего дня рождения. Утром он зашел и спросил: «У тебя день рождения, что тебе подарить?» Он мог мне и корабль подарить, конечно, но я сказал: «Я очень люблю «Beatles», и у меня как раз нет пластинки “Abbey Road”!» И тогда он подумал и произнес так загадочно: «Ну, тогда сегодня ты получишь эту пластинку с автографом!» Мне даже в голову не могло прийти, что он имеет в виду. Мы позавтракали, сели на вертолет, прилетели на один из центральных островов, где нет ни одного комара — ничего, и влажности нет вообще, 25 градусов круглый год...
Перед нами — что-то типа дворца, мы поднялись на лифте, в холле — гигантские фотографии «Beatles». Думаю — к кому, что?! Открывается дверь — огромный такой круглый зал и шикарный белый рояль «Stainway». И тут входит Джордж Харрисон!.. Я просто обалдел, ноги подкосились. Видимо, Стивенс уже дал ему какой-то материал, но вообще — они знали «Песняров», Леннон приходил к нам на концерты еще в Нью-Йорке. И Харрисон попросил что-нибудь сыграть. Я сел и сыграл мою любимую песню «Ой, цветет калина». Потом пришел Эрик Клэптон, они обсуждали проект «Прощай, ХХ век!» Это такой тур по всему миру — «Rolling Stones», солисты знаменитые... И они говорят: «Ну, что ж, мы включаем вас в эту программу!» Но, к сожалению, этому не суждено было сбыться. Джордж Харрисон был уже очень болен и вскоре умер.
— Почему вы вернулись — ностальгия замучила?
— У нас уже была в Америке резиденция с бассейном, мы жили вполне обеспеченно, но мне стало очень скучно. И потом мне надоело, что я был «муж Тэтчер»: «А это кто?» — «А это муж Ольги Корбут!» Ну, а главная причина — ко мне приехал Владимир Мулявин. Целый месяц они с семьей жили у нас. Мы с ним все обсудили, и он сказал: «Давай, возвращайся!» И пригласил меня осенью приехать на «Золотой шлягер». А я же девять с половиной лет не был на родине, перед концертом я трясся, как никогда — думал, что меня забыли. И каково же было мое удивление — люди хлопали, потом, в конце, встали. Я допел, забежал за кулисы, заплакал и сказал себе: «Все — больше Америка мне не нужна!» И я остался, хотя мне пришлось все начинать с начала.

Беседовала Раиса ВИВЧАРЕНКО
Роскультура. Культурный герой 20.01.2010 | Музыка |
http://www.rosculture.ru/culturehero/item3506

10 сентября 2009 г.

Газета "Усинская Новь" > Легенды пели живьём для усинцев

Легенды пели живьём для усинцев

10 сентября 2009.
Легенды пели живьём для усинцев На протяжении двух дней город заполняли звуки и ритмы музыки различных жанров. Украшенная площадь возле бассейна притягивала всё новых и новых зрителей, спешащих не пропустить очередной музыкальный номер.
С нескрываемым интересом зрители, конечно же, ожидали выступления приглашённых ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» звёзд российской эстрады: московской группы «Ария», петербургских «Чиж и компания» и белорусских «Песняров». Перенести на бумагу магию музыки или передать произведённые мастерами сцены впечатления не просто. Точнее, просто невозможно.
А короткий рассказ общения со «старым песняром», художественным руководителем ансамбля, заслуженным артистом Республики Беларусь Леонидом Борткевичем, я предлагаю читателю.
Легенды пели живьём для
 усинцев«ПЕСНЯРЫ»: – «Пригласите ещё, мы приедем…»
Наша беседа протекала в фойе фешенебельной гостиницы «Полярная звезда», где собственно остановились артисты. Назвать Леонида по отчеству язык не поворачивался. Несмотря на солидный возраст, где-то «шестьдесят с хвостиком», находился руководитель группы в прекрасной спортивной форме и выглядел на редкость молодцевато. После полуторачасового выступления «на жаре» (про погоду он высказался обескуражено-удивлённо), да ещё «выложившись живьём» на сцене (отметили зрители).
Не успев задать первый запланированный вопрос, как услыхала восторженные слова Борткевича, адресованные сначала городу, «чистому, красивому, широкому», затем нам, усинцам «удивительно тёплому, потрясающе искреннему и благодарному зрителю». Забегая вперёд скажу, что после концерта, я вновь встретила и узнала обыденно одетых «песняров», непринуждённо гулявших по праздничной площади. Увидев меня, ребята стали выспрашивать, дескать, неужели Усинску всего 25 лет? Буквально в этот день, они по «телеку» в гостинице смотрели видеосюжет о первопроходцах, где среди топей и болот… И как за столь короткий срок мог вырасти такой город-красавец, недоумённо восхищались белорусы, цокая языками. Да я сама удивляюсь до сих пор.
Сорок лет спустя…
«Песняры» хорошо знают Россию северную, но в нашем городе впервые. Они такие же осенние именинники, как и Усинск. Первого сентября группа отмечала сорокалетие творческой деятельности. По этому поводу Леонид вкратце рассказал о предстоящих юбилейных гастролях в Америке, на святой земле Иерусалима и в Европе.
Как откровенно заметил Борткевич (ярый противник музыкальной коррупции и взяток студиям звукозаписей) группе чаще приходилось исполнять репертуар со сцены, нежели выпускать песенные альбомы. Ныне «Песняры» особенно востребованы ностальгирующим зрителем и вопреки разгулу финансового кризиса. Буквально на днях поклонников группы порадует выпуск двадцати музыкальных дисков (более пятисот песен), полной антологии сорокалетнего творчества «Песняров».
Музыкант – профессия самая честная
Один из первых основателей легендарной группы Л. Борткевич уточнил, что в настоящее время в Белоруссии существует множество клонированных «песняров», против творчества которых их состав вовсе не возражает. Напротив, как истинным и преданным патриотам своей республики, им импонирует популяризация белорусской культуры, в разных её проявлениях. «Как продолжение дела великого Мастера, Владимира Мулявина, который мечтал об этом», – подчеркнул артист.
Кстати, в отличие от «новых клонов», этот состав играет репертуар в старом, первозданном варианте, нота в ноту, лишь подкорректировав, с учётом современных требований, мелодийную аранжировку. По категоричному заявлению Борткевича, зритель требует на каждом концерте давно полюбившуюся классику: «Александрина», «На Ивана-купала», «Олеся», «Берёзовый сок» и прочие. Так что в программу выступления гораздо сложнее вставить новые композиции, нежели уйти со сцены, не исполнив популярную «Молодость моя – Белоруссия», ставшую символичным гимном группы «Песняры».
Леонид Борткевич неохотно рассуждал о современной эстраде, вернее «об её отсутствии, за редким исключением». Недоумённо пожимал плечами при упоминании о всевозможно расплодившихся «фабрикантах» и однодневных звёздочках, справедливо считая, что признанный талант требует многолетнего тому доказательства для взыскательного Зрителя. Ведь «Музыкант – самая честная профессия. В ней сфальшивишь – освистают, сбросят и забудут. Невзирая на оглушительный успех ещё вчера».

Вернуться назад

Леонид Борткевич

О легендах пишут многие. Это просто, ведь источников информации предостаточно. Но все-таки главным остается человек, которого мы отнесли к разряду легенд. Вряд ли кто-то со мной поспорит – каждый из музыкантов, который работал в «Песнярах» с Владимиром Мулявиным, заслуживает статуса музыкальной легенды нашей страны… Имя Леонида Борткевича навсегда связано с «Песнярами» – музыкальным коллективом, популярность которого давно вышла за пределы одной страны. Его брак с прославленной гимнасткой Ольгой Корбут, очень близкие отношения с Владимиром Мулявиным, талант, которым восхищались и восхищаются миллионы, – уже только это вызывает интерес к его персоне. Сейчас Леонид наслаждается домашним уютом в обществе прекрасной Татьяны и младшего сына Кристиана, принимает многочисленных гостей, строит творческие планы на будущее и с удовольствием дает интервью…

Современная белорусская музыка, по Вашему мнению, развивается или деградирует?

Леонид: Все всегда развивается. Есть много талантливой молодежи, но, с другой стороны, в нашей стране шоу-бизнес в зачаточном состоянии и на эстраде редко появляются достойные исполнители. Когда существовали «Песняры» времен Мулявина, перед начинающими музыкантами и исполнителями был яркий пример для подражания. Теперь такого примера нет. Во многом происходит упрощение профессии певца, музыканта, творческого человека. Возьмем те же «Фабрики звезд»… Создаются музыкальные группы, которые существуют короткий промежуток времени. Продюсеры получают определенную прибыль, и группа исчезает. А люди ведь остаются, возвращаются в родной город, где к ним относятся уже по-другому, поскольку видели по другую сторону экрана – популярными и якобы успешными. Подорванная психика, поломанные судьбы и безусловный вред культуре.

Как Вы оцениваете уровень культуры Беларуси?

Леонид: Чрезвычайно низкий. Во всех остальных сферах все прекрасно, но есть ощущение, что о культуре просто забыли. Иногда кажется, что министерство культуры не занимается своими прямыми обязанностями, что ему не хватает квалифицированных кадров. Может быть, я не совсем прав, пусть это мое субъективное мнение, но надеюсь, что к нему прислушаются. Меня очень волнует то, что происходит с культурой в нашей стране. Всю жизнь я отдал музыке, сцене и уверен, что имею право голоса в вопросах культуры в Беларуси.

Порой у нас готовы платить огромные деньги российским исполнителям, хотя на самом деле достаточно своих талантливых музыкантов. Просто мы о них слишком мало знаем.

О Мулявине и «Песнярах» многое говорят. Можно сказать, что некоторая информация является скорее слухами и даже сплетнями…

Леонид: Мулявин – великий человек, гениальный музыкант, мой наставник и друг. Он написал столько музыкальных произведений, что хватит лет на сто. В моей жизни он сыграл огромную роль – практически предопределил ее ход в какие-то моменты. Будучи в Америке, я уже не собирался возвращаться на сцену. Тем более что без «Песняров» я вряд ли мог иметь успех. Но все-таки благодаря ему, его таланту убеждать я вернулся с песней «Березовый сок». Был уверен, что меня практически забыли, но зрители вспомнили мой голос… К сожалению, слишком много людей претендуют на наследие Владимира Мулявина. Теперь в нашей стране существует несколько коллективов, названия которых так или иначе связаны с легендарными «Песнярами». И, наверное, слушатель сам должен решить, какой из коллективов действительно является прямым наследником «Песняров» Владимира Мулявина. На мой взгляд, настоящие «Песняры» – те, кто создавал коллектив, кто его прославил, кто работал вместе с Мулявиным. Конечно, это хорошо, что молодые таланты исполняют песни Владимира Мулявина, но нельзя называть такие коллективы «Песнярами».

Что нужно, чтобы стать хорошим музыкантом?

Прежде всего, талант. И труд. Но талант намного важнее.

Тяжело пробиться талантливому человеку в современном мире?

Леонид: Раньше, чтобы попасть на большую сцену, надо было пройти сквозь мощный кордон цензуры. Если нет голоса, дикции, то и шансов тоже нет. Не было компьютерной обработки голоса, все записывалось исключительно вживую. Все происходило постепенно, поскольку талантливый человек своим трудом доказывал, что он на самом деле талантлив. Но талантливые люди обычно нищие – увы, за многие столетия ничего не изменилось. Поэтому чтобы стать еще и известным, нужно найти человека, который вложит в тебя деньги. С другой стороны, я убежден: если человек истинно талантлив, его обязательно заметят и услышат.

Леонид, стоит ли обучать ребенка музыке, если он не обладает определенными способностями?

Леонид: Безусловно. Это хорошо, когда ребенок владеет каким-либо музыкальным инструментом. Если вы помните, раньше минимальное музыкальное образование считалось обязательным. Музыка развивает ребенка, положительно влияет на его культурный уровень. Конечно, если ребенок категорически против учебы в музыкальной школе, настаивать не следует.